Whitelabel.net – гениальный сервис, который не выжил.
Многие ли слышали из вас о сервисе Whitelabel.net ? Скорее всего единицы, так как закрылся он раньше чем большинство из вас пришло в диджеинг. Если вкратце, это была платформа позволяющая музыкантам выдавать диджеям треки в специальном формате, который можно было играть только в клубах. Получается слоган “For Club Play Only” не вымысел? Сейчас расскажем вам обо всем максимально подробно в рамках этой статьи. Усаживайтесь по-удобнее, начинаем!
Привет! Меня зовут DJ ERRORR, я – автор этой статьи.
Наш портал существует на деньги премиум-пользователей. С них мы оплачиваем сервера, аренду офиса, приобретаем необходимый софт и оборудование, а самое главное – платим зарплату команде.
Не было бы премиум-пользователей = не было бы этого портала = не было бы этой статьи.
Помоги нам существовать и развиваться! Помоги вывести диджеинг в России на новый уровень! Оформляй премиум!
Немного про культуру For Club Play Only.
В наше время, почти все диджеи берут свою музыку из интернета, причем многие даже не заморачиваются с профильными ресурсами, а просто выкачивают композиции из всем-известных социальных сетей. В целом – в этом нет ничего удивительного, мы живем в эпоху стриминговых сервисов, когда у самого обычного человека в руках (в телефоне) находится вся аудиотека мира – пара кликов и практически любая композиция начинает играть из твоих модных беспроводных наушников.
Раньше было не так – что обычные люди, что диджеи должны были покупать музыку на различных носителях. Например, если не заглядывать слишком далеко, можно поговорить о дисках. В районе 2005-2010 годов рядовому человеку, чтобы послушать любимую группу в машине требовалось пойти в магазин и купить диск с понравившимся альбомом (помните магнитолы без Bluetooth?). Примерно то же самое приходилось делать и диджеям – идти и покупать диски для своих выступлений.
Зачастую, диджеи и обычные слушатели закупались в разных местах, ведь диджеям требовался чуть более глубокий и изысканный выбор, в то время как рядовые слушатели брали диски уровня “20 лучших хитов”.
В те времена, во времена дисков, было распространено понятие “For Club Play Only”. Все очень просто – часть музыкантов хотело, чтобы их треки в основном игрались только на дискотеках (речь про электронных продюсеров, которые например писали House). Решалось это достаточно простым, но не слишком действенным способом – диски с подобными “клубными треками” продавались (поставлялись) только в специализированных магазинах, которые посещали диджеи. В обычные аудио-палатки такие диски не доезжали просто потому-что имели другой способ дистрибьюции.
Так и получалось, что определенные композиции можно было услышать на выступлениях диджеев, но купить их в обычных магазинах было почти нельзя.
Что такое Whitelabel.net?
В 2008 году компания Serato, которая на тот момент очень активно набирала свои обороты благодаря звуковой карте Rane SL1, решила вывести на новый уровень слоган “For Club Play Only”. Так как они активно продвигали в массу свой софт (Scratch Live) и в целом игру с ноутбука, ими был придуман ресурс (как сейчас модно говорить – диджейский пул), который позволял музыкантам предоставлять свои треки напрямую диджеям в защищенном формате.
Работало все достаточно просто и понятно. Музыканты / Дистрибьюторы / Лейблы грузили композицию на сервер Whitelabel.net, где она автоматически конвертировались в фирменный, защищенный формат (.wl.mp3), который позволял ей открываться только в диджейской программе от Serato (изначально Scratch Live, а дальше и более свежие версии).
За период существования сервиса было испробовано много разных способов конвертации и шифрования – какие-то треки не открывались в других плеерах вообще, а какие-то проигрывались в сторонних программах только в качестве 32kbps (близко к качеству телефонного звонка). Важно отметить, что шифрование было достаточно глубокое, поэтому вытащить от-туда треки просто перегнав их в другой формат было невозможно (по крайней мере для технологий 2008 года).
Для диджеев же Whitelabel.net выглядел как большой каталог с треками (примерно как сейчас выглядят все диджейские пулы) – была лента со всеми композициями, поиск, какие-то чарты и подборки. Прямо на сайте можно было почитать описание композиции или исполнителя композиции, можно было предпрослушать аудиофайл и соответственно скачать его к себе на компьютер. Композиции скачивались в формате .wl.mp3 (по сути это были зашифрованные mp3 320kbps).
Композиции в формате .wl.mp3 открывались во всех версиях программы до версии DJ PRO 3.0. То бишь несмотря на старость ресурса и технологии, относительно-свежие версии программы Serato DJ Pro (например 2.5) спокойно открывали и играли .wl.mp3
Что удивительно, с выходом версии 3.0, многие зарубежные артисты начали активно жаловаться на проблемы с открытием треков с ресурса Whitelabel.net , что говорит о том, что аудитория у сервиса действительно была и далеко не маленькая.
Самое интересное здесь, что диджеи получали все композиции абсолютно бесплатно, при этом даже какой-то верификации не требовалось, ведь все скачанные треки открывались только в диджейском софте. Выгода правообладателей заключалась в том, что Whitelabel.net неплохо популяризовал композиции лейблов перед финальным релизом.
Музыканты писали классные треки и за 2-3 месяца до поступления в продажу дисков или пластинок с этими треками выкладывали их на Whitelabel.net – диджеи начинали активно играть свежую музыку по танцевальным площадкам, и к моменту когда диски с этими треками попадали на прилавки музыкальных магазинов, за ними уже стояла очередь жаждущих покупателей, которые уже на прошлой неделе танцевали под этот трек в местном кабаке. Классная схема, не правда ли?
Ресурс просуществовал до 2018 года, а затем закрылся. Долгое время на домене Whitelabel.net висела заглушка сообщающая, что сервис больше не работает, но на момент написания данной статьи по адресу сайта не открывается вообще ничего.
Нам удалось познакомиться с этим сайтом благодаря сервису Wayback Machine, который позволяет смотреть, как интернет-страницы выглядели несколько лет назад. Это некий архив интернета. Все скриншоты для статьи были сделаны именно через этот сервис – если хочется потыкать Whitelabel.net прямо сейчас – можете воспользоваться этим ресурсом.
Почему Whitelabel.net закрылся?
К сожалению, с приходом глобальной цифровизации, стриминговых сервисов, мощной интернет-рекламы, сама суть Whitelabel.net канула в лету.
Во-первых, правообладателям больше не требуется рекламировать свою музыку через диджеев, ведь слушатели легко узнают о новых треках из социальных сетей, различной рекламы и самое главное – просто могут посмотреть чарты в той же Яндекс.Музыке.
Во-вторых, в современных реалиях практически полностью умерло понятие “For Club Play Only” – всем надо максимально заработать на своих треках, поэтому предоставлять их только диджеям (а уж тем более бесплатно) никому не нужно.
В-третьих, современные технологии, мощные компьютеры дают возможность вытащить оригинальный трек практически из любого формата. Если раньше композиции действительно были только под Serato, то теперь их легко может взломать продвинутый юзер.
В-четвертых, сервис работал полностью бесплатно, а жить разработчикам на что-то ведь надо? Вот они и закрылись спустя 10 лет.
Меня, как автора этой статьи, по своему огорчает современная обстановка – раньше музыканты и различные ресурсы дружили с диджеями – бесплатно выдавали им треки раньше релиза. Сейчас же всякие стриминговые сервисы судятся с производителями диджейского софта за то что те дают возможность редактировать композиции. Куда движется мир?
DJ ERRORR
Почему Whitelabel.net – гениальный сервис?
Меня до глубины души трогает идея со специальным аудио-форматом для диджеев, который открывается только внутри профессионального оборудования. Это реально очень здравое решение для того, чтобы понятие “For Club Play Only” жило.
Сейчас существует огромное количество диджейских пулов, например DJCITY.COM или BPMSUPREME.COM , авторы которых публикуют различные эксклюзивные ремиксы и мэшапы специально для диджеев. Иногда я слушаю подобные эдиты и понимаю – да, это именно то что надо для ночного клуба, но просто в наушниках я слушать это не буду. Согласитесь, классно было бы, чтобы такие композиции распространялись бы по интернету в защищенном формате, который читал бы только диджейский софт или стационарное оборудование? Благодаря такому подходу, через 5-10 лет действительно можно было бы добиться того, что на дискотеках играет совершенно не так музыка, которую люди слушают в наушниках.
Да и если смотреть на изначальную задумку сервиса Whitelabel.net , меня она тоже поражает. Получать музыку на месяц или даже два-три раньше официального релиза, разве это не то, о чем мечтают все диджеи? Почему обзорщикам присылают телефоны раньше презентации, программистам новые компьютерные платформы раньше анонса, а диджеям никто не дает музыку раньше релиза? К сожалению, как уже было сказано ранее, сейчас исполнители не дружат с диджеями, поэтому Whitelabel и мертв, но кто знает что будет дальше – не правда ли?