Как и любой серьезный сайт в интернете, мы собираем статистику с наших пользователей. Подавляющее большинство читателей данного портала (80%) – Русские, еще примерно 5% люди из дальних стран (Азия, Америка), а остальные 15% – ближайшее зарубежье (Беларусь, Казахстан, Грузия, Армения).
Мы решили рассказать вам, как дела с диджеингом обстоят в странах пост-советсткого пространства. Начинаем с Казахстана, потому что именно туда отправились строить свою карьеру десятки Российских диджеев, как только началась непонятная обстановка в стране.
Взяли небольшое текстовое интервью у местного диджея, а по совместительству Арт-Директора, который очень хорошо знает Казахстанскую кухню изнутри. Зовут его Алихан Ихлас*, аналогичным же является и его диджейский ник. Уверены, вам будет интересно.
* Ссылка ведет на страницу в социальной сети Instagram, который принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией.
Этот контент написан благодаря нашим премиум-пользователям. Мы стараемся делать самостоятельный, независимый ни от кого, портал, который можно будет не только интересно почитать, но и довериться ему. Оформи премиум-аккаунт, если хочешь поддержать нас. Стоимость всего пары чашек кофе поможет нам продолжать делать крутые и интересные вещи! А взамен ты получишь доступ к огромной музыкальной базе и дополнительным материалам.
В интервью ниже сохранен оригинальный сленг, стиль общения и построение предложений. Редакция провела только работу над ошибками и пунктуацией.
1. Привет! Расскажи не много о себе, от куда ты, как давно играешь, резидентом каких мест являешься, если есть чем похвастаться, выкладывай:)
Привет Борис, привет проект ERRORR CREW! Меня зовут Алихан Ихлас, и собственно это как и мое настоящее имя, так и сценический никнейм)
Сам я местный, родился в Астане, правда закончив школу, уехал учиться в Европу и лет 5 вообще не возвращался домой, приехал только год назад. По образованию – экономист, параллельно люблю на досуге в баскет играть и заниматься любимым делом, а то есть диджеингом!)
В целом, в мир диджеинга я пришёл три года назад (точная дата неизвестна, поскольку я самоучка), по времени это относительно не так давно, но за этот период жизнь меня помотала и по разным странам и соответственно, по разным площадкам. В общем, путь от ноунейма до хотя бы рядового локального диджея я проходил три раза за свою скажем так «карьеру», отыграл и в Польше, и в Чехии, и в Австрии, и в Испании и даже в Венгрию занесло. Было неплохо – гастролировал, играл, но все же по дому скучал, во время наступления карантина как-то ещё находил где играть, но уже в начале 2021 года пришлось вернуться в кз*, тут сразу как-то начал браться за любую работу, которая попадалась, соглашался на любые сеты, нащупывал местный формат как и андеграундных тусовок, так и коммерческих, то есть снова проходил этот путь джедая с нуля.
* КЗ – Казахстан.
Но уже спустя год я могу сказать, что нашёл примерно свой формат в Казахстане, свои площадки, где я играю как резидент, своих слушателей, которые чекают лайнапы в заведениях и стараются придти именно на мои сеты, а так же и свою музыку, от которой я получаю стопроцентный кайф и которой полностью могу отдаться на сете. Я безумно этому счастлив, поскольку никогда даже не задумывался играя за бугром*, что прилетев обратно, будет так кайфово получать признание от земляков и достигать какие-то цели у себя на родине, а особенно продвигать саму культуру диджеинга в родном городе!)
* За Бугром – За пределами Казахстана.
Резидентом каких заведении я являюсь? Тяжело сказать, они всегда меняются каждую неделю, но есть пару заведении, где я стабильно играю каждую неделю, и где я больше всего кайфую от собственных сетов это : Inpace, Currage, Darkside, Ozen и Mokki.
2. Можешь ли ты выделить ключевые особенности, которыми выделяется Казахский Диджеинг?
Ключевых особенностей, которыми выделяется диджеинг в Казахстане много, хм, но я думаю одна из главных особенностей, которая рили отличается (в сравнении с Европой, не знаю как у вас в России, оцениваю по собственному опыту) это коннект диджеев между собой, а то есть открытость и взаимоподдержка. В Европе диджеи не особо хотят с кем-то знакомиться из коллег или продвигать кого-то, поскольку любой коллега может забрать твой хлеб, в Казахстане же диджеи могут быть как и в одной тусовке, так и совершенно противоположными по формату и стилю, но при этом все друг друга поддерживают и общаются между собой, это очень радует, поскольку от здоровой конкуренции сам диджеинг в Казахстане развивается во всех направлениях (ценовая политика растёт, спрос диджеев увеличивается, количество диджеев растёт, открываются школы диджеинга, развиваются различные dj сообщества).
3. На примере Астаны, расскажи какие типы заведений, в которых играют диджеи, есть. (Пример: хип-хоп бары, Попсовые бары, заведения с андерграунд музыкой и т.д).
Если говорить конкретно о барах и клубах, то в Астане я бы отметил четыре основных типа заведении:
- Коммерческие клубы и бары, где играет попса (Примеры: Zima, BHB, Nirvana и тд).
- Андеграунд тусовки, топящие за электронное звучание (Примеры: Ploshadka, Rhythm Atelier, Freaky Monday).
- Коктейльные Бары, которые ходят где-то по середине между андеграундом и коммерцией, а точнее «хипстерские» плейсы, где тусит вся творческая молодёжь города. В таких местах ты можешь услышать любой саунд вплоть от хипхопа до басслайна (мои любимые примеры: Inpace, Currage).
- Бары Pre-party формата с лайтовым диско или фанком, с нежными и вкусными коктейлями, где люди общаются между собой, смеются, спокойно и умеренно разогреваются перед бурной ночью и на чилле тусят. (примеры: Darkside, Iilou, Malena).
4. Как часто в заведениях, в которые на регулярной основе приглашают диджеев, можно встретить полноценный ДЖ сетап и отыграть без контроллера.
Это супер больная тема, о которой у меня все приезжие ребята спрашивают – отвечу в 100500 раз) Я честно сам не знаю почему, но в определённый момент в Казахстане появилась мода в заведениях экономить на звуковом оборудовании и попросту не ставить никаких сетапов, а звать диджеев и просить их играть с контроллеров. Когда я вернулся из Европы, эта мода уже вовсю тут была, поэтому я подстроился под местные реалии. Но от себя хочу сказать, что это нужно искоренять, поскольку и позвоночник у диджеев не бессмертный (постоянно с огроменным рюкзаком ходить), и люди в заведениях не глухонемые, а точнее все понимают, что если по звуковому оборудованию бедно в заведении, и диджей не может попросту показать весь свой спектр возможностей, либо, в случае ушатанного оборудования, полноценное звучание, то значит что и не потусишь там нормально. Сетап я встречал в городе в основном на андеграунд площадках (молодцы ребята!) и в заведениях: Mokki, Ozen, lilou, Malena и Torium, насколько знаю в Zima тоже есть сетап).
5. Какие сетапы распространены больше всего?
Микшера Alien&Heath и Yamaha:)
Шучу, в целом если среди сетапов смотреть то я в основном встречал CDJ-2000 и DJM-900 Nexus, либо XDJ-XZ, XDJ-RX.
Из контролеров же самые юзфул в Казахстане это DDJ-400, DDJ-SB-2, DDJ-SB-3, но относительно недавно в этот список добавился и DDJ-REV-1.
6. Что по денюжке? Сколько, в каких заведениях платят за час/сет.
Ценовая политика сугубо индивидуальна как и для заведения, так и для диджея, но могу сказать что в Астане обычному диджею в среднем платят от 10 до 20к за час сета* (в местной валюте – Тенге). Я же беру больше, но и есть диджеи (до сих пор) кто готов и за 5к играть all night long), поэтому средняя цена примерно будет такой, что указана выше)
10 Тысяч тенге = примерно 1300 Рублей. 20 Тысяч тенге = примерно 2600 Рублей.
7. Сколько по времени в среднем длится сет в Астане у рядового DJ?
В Астане в основном сет длится 2 часа (в большинстве заведений) и делится на Preparty / Warmup, Prime time и After party. Если это не бар, а просто заведение при отеле ,то время варьируется от 3 до 4х часов за сет)
8. Приглашают ли Диджеев на гастроли в регионы? Как много гастролирующих диджеев?
Диджеев на гастроли в регионы особо не возят, но на личном опыте я пару раз съездил (если боровое можно назвать регионом). В основном костяк кз диджеев гастролирует из Караганды в Астану, а потом из Астаны в Алмату. Вот и все гастроли)
9. Сколько заведений за вечер пятницы/субботы может закрыть один диджей.
3-4 штуки на моем опыте, не больше.
10. Есть ли работа в будни? Если да, то какая?
Да есть, она связана с диджеингом, но не напрямую. В будни я работаю в качестве арт-директора одного из заведений этого города (In:pace), занимаюсь лайнапами, составляю план ивентов на неделю, месяц, готовлюсь и занимаюсь реализацией того или иного ивента, а так же преподаю иногда и занимаюсь тренировками или саморазвитием.
А если конкретно про диджеинг говорить, то сеты у нас всех начинают уже со среды или вторника и идут до самого воскресенья, в будни в основном это бары, работающие по акциям на коктейли, либо же частные ивенты, спортивные мероприятия, радио или тренажёрные залы, где ты играешь в основном в обеденное либо вечернее, но не совсем позднее время.
11. Может ли Диджей безбедно существовать, занимаясь только диджеингом.
Да может, я лично занимаюсь только диджеингом и связанными с ним сферами. Мне хватает на жизнь)
12. Есть ли в Астане DJ-Школы? Студии в которых можно самостоятельно поиграть/потренироваться на сетапе.
Да есть, но это нужно лично с каждым владельцем сетапа либо школы общаться и обсуждать. Из диджей школ в Астане, могу сказать что была школа диджеинга Quryltai (вскоре переехали все в алмату, сейчас этой школы в Астане уже нет). Есть так же диджеи, которые индивидуально преподают, но не относятся к какой-либо школе, один из ярких примеров: Dj Puza)
13. Много ли «техничных» диджеев которые используют в своих сетах Скретч и другие фишки.
Да есть, но их немного. Одни из ярких казахстанских тёрнтейблистов, а то есть спортсменов это King Steppa, тот же Puza, Jankit.
14. Кого бы ты мог выделить и назвать Топом? И почему?
Топов мне всегда сложно выбирать, особенно когда большинство лично знаешь. Я бы отметил по одному топовому диджею на каждую сферу диджеинга: андеграунд – Nazira is the only one!, селект музыки – Aki, Тернтейблизм – Steppa, но к сожалению, они все в Алмате. Из Астанинских диджеев я всегда беру в пример Dj Ballantines’a, мой хороший друг, товарищ и наставник, который отличается от всех и селектом, подачей, и скиллами!
15. Какая музыка наиболее популярна и пользуется большим спросом?
Попса) Коммерция везде ценится, и на неё всегда есть спрос. Хотя, если без шуток рассматривать – я бы сказал олдскул хип-хоп (даже где-то в захолустье или на базаре ты можешь услышать треки Бигги или Тупака, рнб, поп 00-х (Mtv), диско, фанк, если брать молодежные тусовки то стаффчик с саундклауда и бэндкэмпа в Казахстане хорошо ценится! Отмечу жанры, которые лично в течение моих сетов пролетают и заводят народ, это – Afro, Amapiano, Baile Funk, UK Garage, UK House, Latin House, Breakbeat и Midtempo.
16. Что ты предпочитаешь играть сам?
Я сам в каждом жанре нахожу себя и собственное звучание, то-есть какая бы тусовка не была, будь она кислотная, или попсовая или бассовая, или хипхоп туса, или даже этническая тусовка, я везде найду тот стафф, что мне самому залетает и буду его играть в определенном спектре. Очень люблю играть материал с бэндкэмпа и саундклауда, который я выше перечислил, так же добавил бы туда ещё бразилику, японское диско и синтипоп (люблю Японию), френч хаус, турецкий фанк, G-funk, Garage house, 2-step ,DnB и Bassline.
17. Назови свои топ 3 трека прямо сейчас
- Guts,David Walters, Brenda Navarette- Por Que Ou Ka Fe Sa.
- Ralph, Ajah – D.N.R.
- Здесь и сейчас – Vladzhan & Ali Jazz.
Ещё два от сердца отрываю)
- Peggy Gou- I Go (Dj Koze remix).
- Sunshower- Nami Shimada, Soichi Terada(H-track edition).
Спасибо большое! Очень интересно! Рады были с тобой по-общаться, получили много интересной информации! Наши читатели точно будут тебе благодарны!
Посмотреть подробнее на жизнь Алихана можно в его Instagram-профиле*. Изучайте – там много всего интересного про Казахстанский музыкальный мир.
* Ссылка ведет на страницу в социальной сети Instagram, который принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией.